Имения, дачи, дома
Охотничий дом Юсуповых
Проезжая с группой через село Соколиное (старое название Кок-коз — "Голубой глаз"), опытные водители обычно знают, где надо остановиться, чтобы люди увидели из окон построенный в 1911 году Юсуповский дворец. Обычно мимолетный взгляд на это здание, в котором размещается теперь школа-интернат, не очень впечатляет приезжих, особенно тех, кто нагляделся на царские и великокняжеские апартаменты Южнобережья. Трудно поверить, что этот запущенный, многократной разграбленный дворец был когда-то одним из красивейших строений не только в Крыму, но во всей России!
Он замышлялся как "охотничий дом" для несказанно богатой семьи князей Юсуповых. Здесь, среди леса, у северного склона Главной горной гряды, настоящий дворец в европейском стиле был бы неуместен, и архитектор Н.П. Краснов с большим вкусом стилизовал здание под восточный "караван-сарай" с элементами ханского дворца и татарских хижин.
Дом творчества им. Коровина (дача "Саламбо")
Между центром Гурзуфа и морем находится бывшая дача-мастерская известного русского художника, академика Константина Алексеевича Коровина. Он построил ее в 1910 году и назвал в честь главной своей работы этого года — декорациям к балету "Саламбо" (по роману Г. Флобера) в Большом театре.
Дача "Саламбо" — довольно скромная в архитектурном плане, такой аскетичный модерн. Здесь художник написал "Портрет Ф.И. Шаляпина", "Гурзуф вечером", "Базар цветов в Гурзуфе" и другие произведения. У Коровина гостили И.Е. Репин, В.И. Суриков, Л.И. Андреев, Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.М. Горький, А.И. Куприн, Ф.И. Шаляпин. Вход на дачу нынче украшают скульптуры К. Коровина и Ф. Шаляпина, который ему позирует.
Дом Ришелье в Гурзуфе
Каменный двухэтажный дом был заложен в 1808 году для генерал-губернатора Новороссийского края герцога Армана Эммануэля дю Плесси Ришелье. Это здание, в котором сейчас располагается музей А.С. Пушкина, примечательно тем, что оно является первой постройкой в европейском стиле на Южном берегу Крыма. Вокруг особняка был разбит удивительно красивый парк в английском стиле.
Строительство дома было закончено осенью 1811 года. Сам герцог бывал в Гурзуфе редко, а чтобы дом не пустовал, он предоставлял его в распоряжение путешественникам. В 1814 году он навсегда покинул Россию, уехал во Францию, но до самой смерти (1822) оставался владельцем дома, охотно сдавая его.
Курорт Суук-Су
На левом берегу стремительного горного потока находится памятник архитектуры начала XX века дворец Суук-Су. В переводе с тюркского это название означает "холодная вода".
В 1897 году супружеская чета — известный железнодорожный инженер-мостостроитель В.И. Березин и О.М. Соловьева — приобрела участок земли в местности Суук-Су в надежде основать здесь доходный курорт. Три года спустя Березин умер, оставив жене солидное состояние и почти законченный проект курорта.
В первые годы XX века в Суук-Су были построены четыре гостиницы и здание казино. Проект и строительство казино осуществил архитектор Н.П. Краснов. Это была его первая постройка дворцового характера, и ее успех стал причиной того, что именно Краснову было поручено строительство царского Ливадийского дворца.
Дача-музей А.П. Чехова
Последние 5 лет своей жизни Антон Павлович Чехов жил в Крыму. В Ялте он построил дом, купил дачу в Гурзуфе.
Одноэтажный белый домик, приютившийся на берегу небольшой бухты, был мастерской Чехова, местом творческого уединения. В письме к брату в 1900 году Антон Павлович описывает свое приобретение: "Маленькая бухта, с прекрасным видом, собственными скалами, купанием, рыбной ловлей и пр., и пр." Здесь писатель отдыхал, встречался с будущей женой Ольгой Леонардовной Книппер, актрисой Московского Художественного театра, здесь начал писать "Три сестры".
Имение Саблы А.М. Бороздина
Три с половиной тысячи десятин земли в окрестностях Симферополя, на которых со временем появится имение Саблы, "с 58 дворами и 310 душами обоего полу", в 1787 году получил от князя Г.А. Потемкина граф Мордвинов. В 1802 году адмирал продал их «старожилу Тавриды» Андрею Михайловичу Бороздину (1765-1838). Имение Саблы — его первая здешняя усадьба. Для ее обустройства Андрей Михайлович пригласил из Франции ученого-химика, сподвижника Лавуазье, господина де Сера (ок. 1780-1840), а также привез 90 семей своих крепостных из Киевской губернии.
Через десяток лет здешнее садоводство стало приносить хороший доход и даже привлекать путешественников. Путеводитель по Крыму К. Монтадона рекомендовал осмотреть "прекрасные фруктовые сады г-на де Сера, замечательные своим плодородием и огромным разнообразием фруктов". Л. Симиренко писал: "Саблынский питомник Бороздина был первым в Крыму рассадником, из которого все желающие в течение многих лет получали нужные им запасы плодовых деревьев".
Дом графа Воронцова
Главная резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С. Воронцова располагалась в Одессе, а летняя резиденция — на Южном берегу Крыма, в Алупке. Но по делам службы Михаилу Семеновичу приходилось бывать в крымской столице, поэтому в 1834 году граф выкупил у вдовы бывшего губернатора Тавриды Д.В. Нарышкина дом для своей симферопольской резиденции.
Дом этот построили в 1827 году, вероятно, по проекту архитектора Ф.Ф. Эльсона (который также проектировал старый Алупкинский дворец), в классическом стиле «ампир» с применением восточных декоративных деталей. С архитектурной точки зрения этот своеобразный симбиоз классической европейской архитектуры и восточных мотивов — очень типичный для Крыма того времени.
Парк-усадьба "Максимова дача"
За красоту парка Максимову дачу в свое время окрестили "севастопольской Францией" и "зеленой жемчужиной Севастополя". Впрочем, сегодня эти определения вряд ли соответствуют состоянию более чем на 95 процентов потерянного для наших потомков памятника.
Максимова дача по-прежнему остается для севастопольцев одним из любимых мест отдыха, однако многие из них даже не представляют, насколько необычна и уникальна история этого места, насколько оно нуждается в их защите и бережном отношении.
Усадьба А.С. Фирковича
Пройдя через Средние ворота пещерного города Чуфут-Кале, вы можете осмотреть хорошо сохранившуюся усадьбу Авраама Самуиловича Фирковича. В этом типичном караимском доме XVIII века долгие годы жил один из последних обитателей Чуфут-Кале, собиратель древних рукописей и надгробных надписей, известный караимский историк А.С. Фиркович (1786-1874 гг.). Его работы во многом позволили воссоздать историю караимского народа и городища Чуфут-Кале.
Когда последние караимы покинули город, единственным обитателем Чуфут-Кале остался Авраам Самуилович в окружении родственников. Хозяин скупал заброшенные дома и нанимал сторожей, чтобы защитить их от расхищения. Охрана древностей Чуфут-Кале, изучение города и восстановление в истории его истинного места - вот в чем ученый видел задачу своей долгой интересной жизни.
Дом-музей Е. Нагаевской и А. Ромма
Покинув Художественный музей, мы продолжим наше знакомство с Бахчисараем в искусстве. Пройдя вдоль восточной ограды дворца по Историческому переулку и, свернув влево, через парк попадем на улицу Восточную, 11. Здесь находится Дом-музей Е. Нагаевской и А. Ромма. Собственно, это скорее мини-комплекс, объединяющий старый дом с террасой — собственно музей, и трехэтажное современное здание, где есть большой выставочный зал и, сообразно обычаям гостеприимства для «пилигримов Крыма», — достаточно места для размещения групп в 10-12 человек. Другими словами, это одновременно и «мини-гостиница», идеально соответствующая распространившейся ныне моде на «зеленый туризм», когда путешественники, забредающие в более отдаленные и, как правило, самые интересные уголки горного Крыма, могут рассчитывать на гостеприимство, увлекательную беседу и ночлег.
В музее сберегается художественное и мемориальное наследие замечательной пары художников и искусствоведов — Елены Варнавовны Нагаевской и Александра Георгиевича Ромма. Здесь сохранена обстановка, окружавшая их при жизни, собраны их картины, отразившие творческие искания русского авангарда и романтические мотивы, навеянные Крымом и Востоком; архивные материалы: искусствоведческие исследования, мемуары, дневниковые записи, еще ждущие публикации.
Музей Исмаила Гаспринского
Музей Исмаила Гаспринского находится в составе Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника, расположен в бывшей типографии газеты "Терджиман-Переводчик", которая долгое время была единственным тюркоязычным периодическим изданием в России и мусульманском мире. Газета издавалась на татарском и русском языках.
Музей был открыт 21 марта 1921 года. Дата открытия музея приурочена к 70-летию со дня рождения Исмаил-бея Гаспринского (21.03.1851 - 11.09.1914).
В 1932 году музей был закрыт, большая часть экспонатов утеряна. К 2001 году здание типографии отреставрировано, 21 марта к 150-летию общественного деятеля, редактора и гуманиста музей открыт заново.
Дом-музей А.П. Чехова (Белая дача)
Сегодня обновленная Белая дача А.П. Чехова выглядит такой же уютной и красивой, как и при жизни писателя. Сохранилось и около половины деревьев, высаженных Антоном Павловичем...
С каждым годом растет популярность Дома-музея в нашей стране и за рубежом. В фондах Дома-музея насчитывается более 13 тысяч единиц хранения - автографы писателя, прижизненные издания, многочисленные письма, фотографии, личные вещи. Он постоянно пополняется все новыми и новыми поступлениями, свидетельствующими о мировом значении творчества классика русской литературы.
Дача Омюр
До того, как А.П. Чехов перебрался на постоянное жительство в Ялту, в собственный дом, по совету врачей приезжал периодически в Ялту и останавливался в гостиницах или в частных домах.
В доме № 32 на нынешней улице Кирова, известном в переписке Чехова как дача Иловайской «Омюр», писатель жил с 23 октября 1898 года по 10 апреля 1899 года, занимая две угловые комнаты на первом этаже. Затем он некоторое время снимал комнату в «Мариино» на Набережной и, наконец, распрощавшись с чужими домами, поселился в собственном.
На даче «Омюр», во всяком случае, в этот период жизни в Ялте, Антон Павлович написал рассказы: «Случай из практики», «Новая дача», «По делам службы», «Душечка». Тогда же он переработал рассказы «Жилец № 31» (новое название «Жилец»), «Акцизный» (новое название «Муж»).
Дом композитора А.А. Спендиарова
С 1901 по 1916 год здесь жил и работал композитор, дирижер, впоследствии Народный артист Армянской ССР Александр Афанасьевич Спендиаров с семьей (позже - на даче в Судаке).
В Ялте он написал большинство своих произведений. Здесь им созданы баллада "Рыбак и фея" (слова М. Горького, 1902), первая часть сюиты "Крымские эскизы" (1903), посвященные памяти И.К. Айвазовского, симфоническая картина "Три пальмы" (стихи М. Лермонтова, 1905). Обычно он исполнял их на фортепиано в небольшом зале перед своими друзьями и близкими.
"Крымские эскизы" и "Три пальмы" принесли композитору широкую известность в России и за рубежом. За "Три пальмы" (1908), балладу "Беда-проповедник" (стихи Я. Полонского, 1907), мелодекламацию с сопровождением оркестра "Мы отдохнем" (монолог Сони из пьесы "Дядя Ваня" А.П. Чехова) Спендиаров был удостоен премии имени Глинки.
Объявления
Рекорды Крыма
Первым президентом Республики Крым 30 января 1994 г. был избран Юрий Александрович Мешков. На этом посту он пробыл до марта 1995 г., когда пост президента Республики Крым был ликвидирован законом Украины от 17 марта 1995 г. "Об отмене Конституции и некоторых законов Автономной Республики
... →