Ханский дворец-музей

Ханский дворец
Главная достопримечательность Бахчисарая — бывший ханский дворец — самый крупный памятник периода Крымского ханства, национальная святыня крымскотатарского народа и достояние всей мировой культуры. В облике ханского дворца причудливо переплелось искусство Востока, Византии, Западной и Восточной Европы.
Строительство ханского дворца началось в самом начале XVI в. и продолжалось всё столетие. В результате в долине реки Чурук-Су появилось некое земное воплощение райского сада, как его понимали крымские ханы. Отсюда и название ханской резиденции, впоследствии перешедшее на весь город (Бакче-Сарай — «дворец в саду», тюрк.). Мотив сада - одна из характернейших особенностей мусульманской культуры: стихи, растительные орнаменты резьбы по камню и росписей - все стремится представить сад как самое прекрасное место на земле, как некое подобие рая.
Площадь, занимаемая дворцом, более 4 га, но в прошлом она занимала гораздо большую территорию - около 20 га. К ограде и западным воротам прилегали сады. За садами простирался дворцовый луг, на котором паслись ханские кони.
Легкая "киосковая" архитектура дворцовых построек, отсутствие монументальности в ханской резиденции не случайны: даже стены, разгораживающие сад и интерьер, в известной мере условны; их задача - создать прохладу в летний день, но при этом они "впускают" сад через цветные стеклам окон, через аркады и террасы. Ближайшим источником вдохновения, образцом для подражания служил крымским ханам и их строителям дворец султанов в Стамбуле - Топками, начатый постройкой вскоре после завоевания Константинополя Мехметом II в 1453 году. Этот дворец, ныне превращенный в музей, состоит из множества здания и киосков, соединенных арками и группирующихся вокруг четырех основных дворов. К этому времени турки-османы к своим прежним малоазийским, сельджукским традициям прибавили ряд византийских строительных приемов, а также, в соответствии с духом времени, освоили элементы европейского Ренессанса и барокко; мотивы этого нового "османского" искусства и легли в основу компоновки и декорировки построек Бахчисарайского дворца.
Ханы часто бывали в Стамбуле. Гордясь своим происхождением, которое они ценили не ниже султанского, они стремились окружить себя такой же роскошью. Неудивительно, что из турецкой столицы вывозились также моды, вкусы, мастера. В старейших уголках Бахчисарайского дворца, который начали строить ненамного позднее стамбульского, заметны влияние арабо-персидского и турецкого стилей. При восстановлении дворца после пожара 1736 года (когда войска Миниха взяли Бахчисарай), по свидетельству Ф. Бруна, "Портою были присланы из Константинополя строевой материал, архитекторы и красильщики". Сходство дворцов, видимо, служило предметом гордости: Екатерине II и ее спутникам сообщили, как пишет де Сегюр, что "Ханский дворец выстроен по образцу Константинопольского, хотя и в меньших масштабах". Правда, от XVI века сохранилось не так много - Зал Совета и Суда, Малая и частично Большая дворцовые мечети, Портал Алевиза. Остальные же постройки сильно изменены.
К разрушениям, произведенным временем, следует добавить печальную историю ремонтов Ханского дворца. Потемкин, строивший планы путешествия императрицы в Крым с непременным посещением "Таврической Альгамбры", уже в 1783 году отдает приказание: "Ханский дворец привести в то состояние, в котором он был прежде, и испорченное все исправить, с таковым наблюдением, чтобы сохранен был вкус, в котором все построено". Ремонт производился в течение трех лет лицами, не очень сведующими в особенностях восточной архитектуры; в результате произошло "смешение стилей ахиатского с европейским".
Сохранившийся иллюстративный материал, особенно планы и чертежи, составленные архитектором Вильямом Гести в 1798 году, свидетельствует, что после потемкинского ремонта дворец сохранял значительно больший объем, показывает расположение его ныне не существующих частей (Персидский дворец, от которого сохранилась только Соколиная башня, Гарем - от него остался один корпус, кухонное помещение и т.д.).
Особенно большим искажениям подвергся дворец в ходе ремонта 1822-1831 гг, которым поначалу руководил губернский архитектор Колодин. При нем была разобрана часть зданий в Персидском саду, обозначенных на плане Гести; была закрашена тонкая художественная роспись мастера Омера, выявленная при реставрации сравнительно недавно. С внешней стороны стены были расписаны цветочными гирляндами, букетами, геометрическими узорами. Эти декоративные мотивы нетрудно найти в каменной резьбе надгробий ханского кладбища, откуда они, видимо, и позаимствованы.
Искажения, произведенные в ходе ремонта, однако, вызвали протесты архитекторов и художников, в результате чего Новороссийский генерал-губернатор граф М.С. Воронцов ремонтные работы приостановил. Колодин был отстранен и вместо него назначен архитектор Эльсон, который в ходе шестилетней деятельности почти полностью переделал работу Колодина, восстановил (там, где это было можно), по отзывам современников, прежний "азиатский характер".
Во время Крымской войны 1854-1856 гг. во дворце размещался военный госпиталь. После этого было произведено еще несколько ремонтов с целью как-то поддержать ветшающий дворец. По желанию Александра III начали составлять проект реставрации дворца "в точном древнем виде", но смерть императора помешала его осуществлению.
К полномасштабной реставрации дворца обратились в 60-е гг. XX века. Перед реставраторами стояла задача: проследить все этапы переделок, выявить и закрепить те старые элементы архитектуры и росписей, которые еще сохранились, не уничтожая при этом и более поздних декоративных мотивов. В итоге был освобожден от красочных наслоений знаменитый резной Портал Алевиза, воссоздан первоначальный вид Ханской канцелярии, отреставрированы потолки Зала Совета и Суда, выявлены росписи XVIII века на стенах Ханской потайной ложи (в мечети). В Летней беседке расчищены и закреплены росписи мастера Омера, воссоздана первоначальная отделка, отреставрирован Фонтанный дворик. В ряде мест подверглась реставрации и наружная раскраска стен.
Благодаря этой научно обоснованной реставрации сегодня облик дворца куда ближе к первоначальному, чем даже сто лет назад.
Вход во дворец начинается у моста через речку Чурук-Су. Над тяжелыми створками дворцовых ворот — резное изображение двух сплетающихся змей (точнее, геральдических драконов или саламандр), - герб Гиреев, правителей Крымского ханства. Согласно легенде, на месте схватки двух змей был заложен дворец.
Герб Гиреев
Над воротами - пестро расписанная, сверкающая цветными стеклами окон башня, венчающая угол, под которым сходятся выстроенные вдоль речки здания ханского дворца.
Ворота ведут в широкий, вымощенный камнем двор дворца. Во времена Гиреев это была пустая, ничем не засаженная площадь. Здесь встречали послов, гостей, которые должны были оставить тут слуг и оружие перед тем, как предстать перед владыкой в его жилище. Здесь народ мог лицезреть своего окруженного свитой властелина в дни больших праздников и торжественных шествий из дворца в Большую мечеть. Сейчас здесь — место сбора экскурсионных групп.
Источники:
_______________________
Фадеева Т.М., Соколова М.В. Бахчисарай и окрестности: Путеводитель. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2000.
Бахчисарай. Путеводитель. - Симферополь: СВIТ, 2009.
Автор фото Ольга Иутина.
Объявления
Юмор на отдыхе
Из дневника дамы, путешествующей на лайнере по Атлантическому океану.
“Понедельник. Проходя мимо меня, капитан ласково мне улыбнулся.
Вторник. Утром капитан пригласил меня на капитанский мостик…
Среда… Сегодня капитан сделал мне неприличное предложение.
Четверг. Капитан грозит, что потопит корабль, если я не уступлю его домогательствам.
Пятница. Как я счастлива…
Нынешней ночью мне удалось спасти от верной гибели четыреста пассажиров, среди которых много женщин и детей!”