Музеи и галереи Крыма
Дом-музей севастопольских подпольщиков 1942-1944 гг.
В первых числах июля 1942 года завершилась 250-дневная оборона Севастополя. Немецко-фашистские войска оккупировали город и установили в нем ''новый порядок'', который принес жителям казни, лагеря военнопленных, массовые облавы, всеобщую трудовую повинность, насильственную отправку на работы в Германию.
За 22 месяца оккупанты расстреляли, повесили, утопили в море более 27000 и угнали в Германию 45000 местных жителей и военнопленных. Но это не сломило севастопольцев. В конце 1942 – начале 1943 гг. в городе начали действовать 17 разрозненных подпольных патриотических групп. Летом – осенью 1943 года они объединились в Коммунистическую подпольную организацию в тылу немцев (КПОВТН) под руководством В.Д. Ревякина.
Оборонительная башня Малахова кургана
Оборонительная башня Малахова кургана является отделом Музея героической обороны и освобождения Севастополя. Экспозицию составляют документы, фотографии, оружие и обмундирование воинов периода Крымской войны, а также материалы, рассказывающие о героизме артиллеристов морской батареи № 111, боевые позиции которой во время второй обороны Севастополя находились на Малаховом кургане.
Оборонительная башня — одно из немногих сохранившихся с времен первой обороны Севастополя фортификационных сооружений.
Башня представляет собой укрепленное каменное сооружение с бойницами и амбразурами, предназначенными для ружейного ведения огня. Толщина стен нижнего яруса — 170 см, верхнего — 83 см. Башня на двух ярусах имела 52 бойницы, на верхней площадке была установлена открытая батарея из 5 крепостных восемнадцатифунтовых пушек.
Диорама "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года"
«Сапун-гора, Сапун-гора, как много связано с тобою!» — поется в известной песне. Знаменитая гора находится восточнее Севастополя, по дороге в Ялту. Ее крутые склоны каменным барьером прикрывают подступы к Севастополю с юго-востока.
Во время первой обороны 13 октября 1854 года здесь, у подножия высоты, произошло Балаклавское сражение.
В 1941-1942 годах район Сапун-горы был ареной жестоких оборонительных боев, а в 1944-м, при его освобождении — направлением главного удара советских войск. Это был самый короткий, но и самый трудный путь для освобождения города.
Покрытая железобетонными дотами, дзотами и траншеями Сапун-гора являлась мощнейшим участком немецких укреплений вокруг Севастополя. Однако они были преодолены, а девять часов штурма Сапун-горы 7 мая 1944 года вошли в историю как тяжелый кровопролитный бой.
Сегодня на Сапун-горе расположен крупнейший в Севастополе мемориальный комплекс. Его центром стала диорама "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года" (филиал Музея героической обороны и освобождения Севастополя), размещенная в специально построенном здании.
Аквариум-музей
Всегда многолюдно в Севастопольском морском аквариуме-музее, расположенном в Приморском парке.
Аквариум создан более ста лет назад — в 1897 году при Севастопольской научно-исследовательской морской биологической станции. Кстати, одним из инициаторов создания биологической станции (открыта в 1871 году) был молодой антрополог и этнограф, впоследствии выдающийся ученый и путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай.
В 1963 году станция реорганизована в Институт биологии южных морей, которому было присвоено имя первого директора станции академика А.О. Ковалевского (он добился строительства специального здания для биологической станции с морским аквариумом на берегу Севастопольской бухты, на месте бывшей Николаевской батареи). Отделениями института являются Карадагская и Одесская биологические станции.
Панорама "Оборона Севастополя 1854-1855 гг."
Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» — выдающееся произведение батальной живописи и монументальный памятник, лучший художественный памятник, посвященный героизму защитников Севастополя во время Крымской войны. С момента открытия в 1905 году ее посетило около 40 миллионов человек.
Поднявшись на круглую смотровую площадку панорамы, вы словно окажетесь на вершине Малахова кургана, и вам откроется волнующая картина сражения за Севастополь, разыгравшегося 6 (18) июня 1855 года при отражении вражеского штурма укреплений Малахова кургана и 3-го бастиона. О ходе событий, запечатленных на панораме, расскажет экскурсовод.
Музей мармелада
В 2010 году в севастопольском эко-парке «Лукоморье» появился уникальный музей, аналогов которому на Украине нет.
Экспозиция Музея мармелада (полное название – Музей мармелада и полезных сладостей) посвящена истории этого чудесного лакомства, которое настолько же полезно, насколько и вкусно.
Музей включает несколько разделов, которые посвящены восточным и европейским сладостям, сладостям времен царской России и пр. Большой интерес вызывает коллекция старинных чайных приборов (предмет особой гордости музея – древний китайский сервиз с изображениями драконов), коробок и упаковок из-под различных сладостей, которыми лакомились еще наши прабабушки и прадедушки. Их приобрел на тематических аукционах Николай Помогалов, автор проекта и владелец детского городка «Лукоморье». И эта работа по сбору экспонатов для музея активно продолжается.
Посетителей встречают рахат-лукумом – восточным прародителем мармелада. Здесь можно увидеть различные виды этого лакомства. Саму же экскурсию проводит директор музея Елена Шульга. Она расскажет об интересных фактах из мира мармелада, о наиболее известных русских производителях мармелада и севастопольских кондитерских.
Подземный военно-морской музейный комплекс "Балаклава"
Необыкновенной, уникальной достопримечательностью Балаклавы является Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» — своеобразный музей «холодной войны», уникальный памятник военной истории, техники и фортификации. В прошлом Балаклава являлась закрытой базой подводных лодок, оснащенных атомным оружием.
В 50-е годы, в самом начале холодной войны, СССР и США постепенно наращивали арсеналы атомных бомб, боеголовок, ракет и торпед, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берия секретный приказ: отыскать такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. Выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили, его название на карте Крыма больше не упоминалось. Проект балаклавского подземного завода по ремонту подводных лодок вождь рассматривал и визировал лично. Так была создана единственная в мире подземная гавань с заводом по ремонту подводных лодок — суперсекретный объект № 825.
Дом-музей Е. Нагаевской и А. Ромма
Покинув Художественный музей, мы продолжим наше знакомство с Бахчисараем в искусстве. Пройдя вдоль восточной ограды дворца по Историческому переулку и, свернув влево, через парк попадем на улицу Восточную, 11. Здесь находится Дом-музей Е. Нагаевской и А. Ромма. Собственно, это скорее мини-комплекс, объединяющий старый дом с террасой — собственно музей, и трехэтажное современное здание, где есть большой выставочный зал и, сообразно обычаям гостеприимства для «пилигримов Крыма», — достаточно места для размещения групп в 10-12 человек. Другими словами, это одновременно и «мини-гостиница», идеально соответствующая распространившейся ныне моде на «зеленый туризм», когда путешественники, забредающие в более отдаленные и, как правило, самые интересные уголки горного Крыма, могут рассчитывать на гостеприимство, увлекательную беседу и ночлег.
В музее сберегается художественное и мемориальное наследие замечательной пары художников и искусствоведов — Елены Варнавовны Нагаевской и Александра Георгиевича Ромма. Здесь сохранена обстановка, окружавшая их при жизни, собраны их картины, отразившие творческие искания русского авангарда и романтические мотивы, навеянные Крымом и Востоком; архивные материалы: искусствоведческие исследования, мемуары, дневниковые записи, еще ждущие публикации.
Музей Исмаила Гаспринского
Музей Исмаила Гаспринского находится в составе Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника, расположен в бывшей типографии газеты "Терджиман-Переводчик", которая долгое время была единственным тюркоязычным периодическим изданием в России и мусульманском мире. Газета издавалась на татарском и русском языках.
Музей был открыт 21 марта 1921 года. Дата открытия музея приурочена к 70-летию со дня рождения Исмаил-бея Гаспринского (21.03.1851 - 11.09.1914).
В 1932 году музей был закрыт, большая часть экспонатов утеряна. К 2001 году здание типографии отреставрировано, 21 марта к 150-летию общественного деятеля, редактора и гуманиста музей открыт заново.
Художественный музей
В одном из дальних корпусов Ханского дворца расположился Художественный музей, открытие которого состоялось в 1997 г. Его фонды начали формироваться еще в 40-50-е гг. XX в. из собраний Ханского дворца, а также поступлений из музеев Москвы, Ленинграда, Киева, Симферополя, Севастополя, Алупки и частных коллекций. Гордость собрания — парадный портрет Екатерины II кисти Ф.С. Рокотова, а также работы Д.Г. Левицкого, С.С. Щукина и др. В постоянной экспозиции находятся живописные работы и графика мастеров XVIII-XIX вв. с изображением Бахчисарая и его окрестностей, как и вообще достопримечательностей Крыма, а также живопись К.Ф. Богаевского, В.К. Яновского, П.А. Шиллинговского, А.Г. Могилевского, Е.В. Нагаевской, А.В. Куприна, Н.К. Жаба, П.Н. Чеснокова, Н.Л. Подберезского, П.Л. Чистилина и других. Собрание составляет свыше 1500 экспонатов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Богатая событиями история Бахчисарая, его памятники, предания и легенды, своеобразие окружающей природы издавна привлекали людей искусства. Вскоре после присоединения Крыма к России правительство посылает сюда художников и архитекторов для снятия видов «городов и достопримечательностей вновь присоединенных земель».
Музей истории и культуры крымских татар
В жилом, а также в прилежащем к нему Свитском корпусе Ханского дворца располагаются выставки из фондовых коллекций заповедника. Здесь экскурсанты могут увидеть следующие собрания: «Фарфор XVII-XIX вв.», «Металл из фондов музея», «Орнаментальное тканье и вышивки крымских татар», «Рукописные книги восточных авторов (XVI-XVIII вв.)», а также юбилейную выставку, посвященную известному крымскотатарскому просветителю Исмаилу Гаспринскому.
Очень интересна коллекция предметов восточного декоративно-прикладного искусства. Это рукописные экземпляры Корана, богато иллюстрированные, посуда и ювелирные украшения, золотошвейные изделия. Бахчисарайский музей участвовал в Международной выставке декоративных искусств и современной художественной промышленности в Париже (1925 г.). Всего на парижской выставке экспонировался 771 предмет крымского народного декоративно-прикладного искусства. Крымским вышивкам была присуждена бронзовая медаль (пятая степень наград). Это одно из традиционных ремесел. Эвлия Челеби писал: «Ни в одной стране не может быть таких тканей с белой кромкой и вышитых рубашек, как в этом Сарае...»
Ханский дворец-музей
Главная достопримечательность Бахчисарая — бывший ханский дворец — самый крупный памятник периода Крымского ханства, национальная святыня крымскотатарского народа и достояние всей мировой культуры. В облике ханского дворца причудливо переплелось искусство Востока, Византии, Западной и Восточной Европы.
Строительство ханского дворца началось в самом начале XVI в. и продолжалось всё столетие. В результате в долине реки Чурук-Су появилось некое земное воплощение райского сада, как его понимали крымские ханы. Отсюда и название ханской резиденции, впоследствии перешедшее на весь город (Бакче-Сарай — «дворец в саду», тюрк.). Мотив сада - одна из характернейших особенностей мусульманской культуры: стихи, растительные орнаменты резьбы по камню и росписей - все стремится представить сад как самое прекрасное место на земле, как некое подобие рая.
Выставочный зал Союза художников Украины
Необычное здание музея, построенного над речкой Учан-Су, появилось в Ялте в 1968 году, автор проекта архитектор О.К. Быстрова. В двух выставочных залах музея жители и гости Ялты знакомятся с произведениями живописи крымских, украинских и зарубежных художников, работами прикладного искусства.
Здание павильона оформлено очень оригинально. Глухие боковые стены со стороны Гоголевской и Пушкинской улиц украшены мозаичными панно. Автор композиции — Е.С. Зернова, профессор Московского текстильного института. Тема ее работы — «Мечта и труд художника». Здесь и романтика гриновских «Алых парусов», и мотивы крымских легенд, и красота южной природы...
Дом-музей А.П. Чехова (Белая дача)
Сегодня обновленная Белая дача А.П. Чехова выглядит такой же уютной и красивой, как и при жизни писателя. Сохранилось и около половины деревьев, высаженных Антоном Павловичем...
С каждым годом растет популярность Дома-музея в нашей стране и за рубежом. В фондах Дома-музея насчитывается более 13 тысяч единиц хранения - автографы писателя, прижизненные издания, многочисленные письма, фотографии, личные вещи. Он постоянно пополняется все новыми и новыми поступлениями, свидетельствующими о мировом значении творчества классика русской литературы.
Ялтинский государственный объединенный историко-литературный музей
Музей был создан в 1892 году. В основу его экспозиции легла природоведческая коллекция известного ялтинского врача В.Н. Дмитриева (1839-1904), который и выступил инициатором создания музея.
Музей располагается в оригинальном особняке конца XIX века, выстроенном по проекту архитектора Н.П. Краснова. У его посетителей есть возможность увидеть более 130 тысяч экспонатов, многие из которых уникальны.
Гордость музея – отделы, посвященные Таврике в античную и средневековую эпохи. Здесь располагается стационарная археологическая экспозиция "Сокровища эллинов, римлян, готов из археологических памятников Большой Ялты".
Античные бронзовые и серебряные статуэтки, относящиеся к коллекции «Золотая кладовая», бесценны. Большинство из них являются шедеврами античной металлопластики: статуэтки Кибелы, Исиды, Зевса, орла, коня, змея...
Объявления
Рекорды Крыма
Самым крупным представителем пернатых Крыма является кудрявый пеликан (Pelecanus crispus Bruch.), длина тела которого колеблется от 160 до 180 см.
Максимальные размеры розового пеликана (Pelecanus onocrotalus L.) тоже достигают 180 см, но в среднем этот вид несколько меньше, т.к. минимальные размеры
... →